Для чего нужен катализатор в автомобиле, и почему его удаляют?

Некоторые автолюбители, являющиеся недостаточно компетентными в отношении устройства современного автомобиля, часто обращаются к специалистам с вопросами о том, что представляет собой катализатор и какова в нем необходимость, а также зачем его нужно со временем удалять? Эта статья поможет разобраться в данных вопросах.

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – составная часть выхлопной системы автомобиля, предназначенная для отвода отработанных газов, образующихся в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. Выхлопные газы, как правило, содержат в своем составе большое количество токсичных и небезопасных для окружающей среды веществ (окись углерода, оксид азота, углеводороды и пр.). Назначением катализатора как раз и является минимизация вредных выбросов на выходе из выхлопной системы.

Традиционным местом установки катализатора в выхлопной системе является принимающая труба. В некоторых случаях катализатор может устанавливаться последовательно за направляющей трубой. Конструктивно катализатор состоит из корпуса с теплоизоляционным слоем. Внутри корпуса установлена основа катализатора, изготовленная из керамики или жаропрочного металла и выполненная в форме ячеек, подобных сотам. На рабочей поверхности основы катализатора посредством напыления нанесен слой дорогостоящих активных металлов платиновой группы (платина, иридий, палладий, родий). Таким образом, ячеистая конструкция основы катализатора обеспечивает развитие максимальной поверхности контакта выхлопных газов с напылением, выступающим в роли непосредственного нейтрализатора отработанных газов.

В процессе работы автомобиля раскаленные газообразные продукты горения топлива, проходя через соты с напылением, активно взаимодействуют с ним, т.е. происходит химическая реакция нейтрализации вредных соединений. В результате такого взаимодействия в атмосферу выбрасываются уже сравнительно безвредные азот и диоксид углерода. Таким образом, становится понятным, что автомобильный катализатор предназначен для обеспечения очистки выхлопных газов до приемлемых показателей ПДК. Следует отметить, что для существенного повышения эффективности нейтрализации катализатор размещают в максимальной близости к выпускному коллектору, т.е. в том месте, где выхлопные газы имеют наивысшую температуру. Таким образом, создаются все необходимые условия для максимальной активности химических реакций нейтрализации.

Когда нужно удалять катализатор?

Существуют определенные симптомы, указывающие на старение катализатора и его выход из строя. У бензиновых и дизельных автомобилей эти симптомы немного разные.

На бензиновых автомобилях с катализатором могут проявляться следующие признаки: 1) механическое разрушение; 2) снижение эффективности. На дизельных автомобилях о проблемах с катализатором сигнализирует засорение выхлопного тракта сажей.

Катализатор действительно нужно удалять в случае его механического разрушения. А что делать, если снижается эффективность? Вопреки распространенному заблуждению, появление ошибки P0420 не означает, что катализатор нужно удалять. Катализатор, утративший эффективность не обязательно разрушен. Он вполне может оставаться целым и не мешать машине ехать. В свою очередь, наиболее надежный способ продиагностировать катализатор на предмет разрушения – это заглянуть непосредственно внутрь него. Ошибки, указывающей на забитость, не существует, а потеря мощности может произойти и вследствие многих других неисправностей, которые и вовсе могут не относиться к системе выпуска.

Можно ли обойтись без катализатора?

Факт отсутствие катализатора не влияет на работоспособность автомобиля и не может являться непосредственной причиной его поломки. Однако, существуют определенные условия, когда наличие катализатора является не только желательным, но и обязательным:

  • Поездка за рубеж;
  • Необходимость самостоятельного прохождения техобслуживания. 

Если же Вы являетесь приверженцем защиты окружающей среды, то вопрос наличия в Вашем автомобиле катализатора должен рассматриваться в качестве безальтернативного варианта.

В завершении отметим: в настоящее время в РФ отсутствуют жесткие нормы по определению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Поэтому решение вопроса о том, иметь или не иметь катализатор, отдается на откуп автовладельцам. Однако, чтобы получить разрешение на пересечение границы с Европой на собственном автомобиле, установка каталитического нейтрализатора потребуется в обязательном порядке.


Задать вопрос