Снижение эффекта турбоямы для турбированных двигателей
Обладатели авто с турбированными моторами на собственном опыте хорошо знают о проблеме проявления эффекта так называемой «турбоямы», который характерен для автомобилей, оснащенных как бензиновыми, так и дизельными двигателями с турбонаддувом.
Что такое эффект «турбоямы» при движении авто?
Сразу следует оговориться, что данный эффект обусловлен конструктивными особенностями самой турбины. Дело в том, что авто турбина состоит из двух крыльчаток, закрепленных на общем валу, однако находящихся в раздельных камерах, которые герметично отделены друг от друга. Одну из крыльчаток заставляют вращаться поступающие на нее из двигателя выхлопные газы. Поскольку вторая крыльчатка жестко связана с первой, то и она, в свою очередь, также начинает вращаться и захватывать свежий воздух, подавая его в цилиндры двигателя.
Сама по себе турбина может раскручиваться до угловой скорости более чем 150 000 об/мин. То есть, чем больше выхлопных газов подается на крыльчатку турбины, тем выше становятся ее обороты, следовательно, тем больше она будет нагнетать свежего воздуха в двигатель. Чтобы контролировать набор оборотов турбины, предусматривается установка специального ограничивающего устройства –перепускного клапана, который обеспечивает частичный сброс давления отходящих газов, предохраняя тем самым двигатель от «разноса». Однако такой принцип работы системы турбонаддува имеет существенный недостаток.
Что происходит на практике? Автомобиль двигается с небольшой скоростью, при этом двигатель соответственно работает на небольших оборотах. Если на дороге возникает необходимость обгона, и водитель резко нажимает на педаль газа, то ничего не происходит. Это и есть эффект «турбоямы», проявляющийся вследствие задержки реакции самой турбины. Говоря другими словами, «турбояма» – это явление задержки мощности и увеличения оборотов двигателя при резком нажатии на педаль газа.
Как решается проблема эффекта «турбоямы»?
Следует заметить, что у подавляющего большинства «гражданских» стоковых автомобилей, предназначенных для дорог общего пользования, ощутимых проблем, связанных с эффектом «турбоямы», не возникает. Это достигается, прежде всего, относительной сбалансированностью заводских настроек системы управления двигателем и автоматической коробки передач.
Отдельные автопроизводители, чтобы решить проблему с эффектом «турбоямы», пошли по пути применения турбины с изменяемой геометрией или использования второй механической турбины или компрессора для аккумулирования воздуха. Так, например, автоконцерн Volvo применяет двухлитровый баллон со сжатым воздухом, который при резком открытии дросселя направляет воздух по кратчайшему пути к цилиндрам, чтобы полностью исключить «турбояму».
Чип-тюнинг турбированного мотора для снижения эффекта «турбоямы»
Чтобы избавиться от «турбоямы», можно не искать вариант замены турбины, а стоит попробовать снизить данный нежелательный эффект путем изменения работы самого двигателя. Сделать это можно с помощью чип-тюнинга. В процессе данной процедуры, специалисты изменяют параметры в электронном блоке управления двигателем, задавая необходимые сбалансированные параметры. Вследствие изменения прошивки ЭБУ происходят изменения, которые касаются давления наддува, момента включения турбины, кол-ва впрыскиваемого горючего и пр. Так, конкретные цифры будут зависеть от установленной версии мотора, а также самой системы турбонаддува.
Следует отметить, что осуществить процедуру чип-тюнинга для снижения эффекта «турбоямы» можно на любых автомобилях как с бензиновыми, так и дизельными двигателями, оснащенными системой турбонаддува.
Еще одним эффективным способом минимизации эффекта «турбоямы» является установка пауэрбокса – специального устройства, подключаемого к топливному датчику и изменяющего режим работы двигателя в зависимости от поступающих сигналов. Применение пауэрбокса также способствует снижению расхода топлива и позволяет произвести настройку устройства под конкретные задачи.
Немаловажным преимуществом и целевым назначением чип-тюнинга ДВС является увеличение характеристик мощности. Наибольший прирост мощности вследствие чип-тюнинга наблюдается именно у турбированных двигателей. В дизельных движках с системой турбонаддува прирост достигает отметки в 30%, при этом прибавка по крутящему моменту составляет итого больше – до 35%.